Рынок лизинга. Проблемы, решения и точки роста.

0
702

problemy_lizinga

Фото: Petr Kratochvil

Серьезного кризиса на рынке лизинга не произошло. Совместная работа с каждым клиентом, в сочетании с гибкостью по проблемным моментам в отношении имеющихся портфелей, а не агрессивная экспансия на новые рынки, акцентирование на конкретные проекты, которые смогут заменить снижение общей деловой активности в этом секторе —  стали реальностью рынка лизинга на ближайшее время.

В начале текущего года, рынок полностью находился в состоянии «спячки», по нескольким причинам. Снижение промышленного производства, объема инвестирования, которое стало для всей российской экономики причиной ухода в рецессию, серьезные колебания на валютном рынке, резкий взлет ключевой ставки Банка РФ до 17%. В следствии этого лизинговые компании столкнулись со снижением количества новых клиентов и резким удорожанием банковского кредитования. Тем не менее, несмотря на пессимистичные прогнозы, уже к концу года экономика стала замедлять свое падение, и наметились тенденции к росту. Объем кредитования  корпоративного сектора российских банков показал рост в 5% в рублях и около 22% в валюте. Вследствие этого немного, но позитивно отреагировал и лизинговый бизнес. По оценкам экспертов банковской отрасли, в этой части на рынок воздействуют и внешнеполитическая обстановка, ряд макроэкономических сложностей и общая стагнация в экономике России. Но реализация ряда государственных программ в части льготного кредитования приобретения автотранспорта, а так же заключение сделок по аренде воздушных судов, снижение ключевой ставки, помогло несколько оживить рынок. Некоторые игроки, даже констатируют определенный успех в отдельных нишах.

Авиа и автотранспорт, безусловно, оживили стоящий на грани полного изменения структуры, рынок.  Но с рядом оговорок.

Авиа. Ожидать рост в этой отрасли, с учетом глобальных изменений, которые начались еще в середине прошлого года не приходиться. А конец года и вовсе констатировал срезные проблемы в части авиаперевозок. Вспомним историю ухода с рынка компании «Трансаэро» — второй по величине авиаперевозчик страны. Из всего авиапарка компании, только 9% находились в собственности перевозчика. Основная же часть авиапарка находилась в лизинге, а это порядка 90 самолетов. Уже к осени, после финансовых проблем, которые испытывало «Трансаэро», авиапарк  уменьшился до 21-23 бортов. Таким образом, доля находящегося в финансовой аренде парка техники, резко снизилась.

Безусловно, уход с рынка такой значимой компании повлечет за собой перераспределение ее маршрутной сети, между другими перевозчиками. Но, к сожалению, не все изъятые из оборота, самолеты найдут новых  хозяев.

Кроме того, данный сегмент отличает малое количество сделок, каждая из которых заметна, и оказывает влияние на рынок авиаперевозок.

Учитывая складывающеюся коньюктуру финансового рынка, динамику валютной корзины, существующую транспортную политику государства, можно предположить, что и поддержка отрасли со стороны государства будет осуществляться не только путем субсидирование главных участников рынка, но и через них, обеспечивая стабильный спрос  и продвижение продукции российского производства, например самолетов SSJ-100.

samolet_leasing

Фото: Peter Griffin

Еще одним перспективным направлением развития транспортного лизинга, может стать корабли класса река-море. На данном направлении, так же наблюдается хороший рост. В 2015 году, заключены договоры на производство и поставку около 10 судов проектов RST54 и RST27. Основные поставки ожидаются в 2016 году, а в ноябре 2015 года, уже первый корабль был спущен на воду.

В части автолизинга. Значимую роль сыграла государственная программа субсидирования государственных  платежей.  Объем выделенных денежных средств составил 2,5 млрд. рублей. За счет реализации данной программы, предоставляется скидка в размере 10 процентов от стоимости транспорта. Например, в настоящее время,  более 80 процентов лизинговых сделок в «Сбербанк Лизинг» на новые автомобили отечественного производства, осуществляются при помощи этой программы. Это говорит об эффективности адресной  работы выделенных денежных средств.

При этом, многие эксперты рынка автомобильного лизинга, считают, что именно этот вариант приобретения транспорта, может стать серьезной альтернативой другим способам. Кроме того, автолизинг, по их мнению, еще не исчерпал своего потенциала к росту.

Удельный вес продажи автомобилей в России, с помощью данного финансового инструмента, составляет 5 процентов. И это результат  двукратного роста последних шести лет. При таких, достаточно стремительных темпах роста, этот показатель далек от аналогичных базовых цифр европейских стран, где доля составляет 15-20 процентов. Так что потенциал для роста доли автолизинга имеется.

Еще одна, пока, что мало используемое и не до конца проработанное направление – развитие лизинга для физических лиц.  Реализация подобного розничного продукта, позволит  резко снизить размер ежемесячного платежа по сравнению с существующими автокредитами, а так же повысит скорость «оборота» транспорта.  В развитии этого направления, имеется большое количество привлекательных условий для автовладельцев. Например, отсутствие первоначального взноса или меньший размер такого взноса.  Упрощенная система смены автотранспорта и т.д.

autoleasing

Фото: Newsanek

Но и этим направлением не следует ограничивать возможный рост рынка лизинга.  Формирование, так называемого, «экспресс лизинга» сможет привлечь дополнительных клиентов из сферы молодого бизнеса, который зародился 4-5 лет назад. Обеспечение доступа к данному финансовому ресурсу, придаст дополнительные силы многим отраслям малого и среднего бизнеса. Позволит обеспечить себя необходимыми ресурсами в сжатые сроки.

Необходимо заметить, что в данной сфере, сможет добиться успехов компания, создавшая наиболее обширную сеть розничного обслуживания.

Чем еще характеризуется рынок лизинга в этом году?

Конечно это снижение новых предприятий и увеличение простроченной кредиторской задолженности.  Эти факторы, в значительной степени увеличивают потенциальные риски, связанные с вхождением в сделку. Две разнонаправленные проблемы сильно сказываются, как на равновесии уже открытых контрактов, так и новых, заставляя более внимательно оценивать  и клиента и предлагаемые условия.

Можно отметить и смещение спроса в сторону  техники отечественного производства,  либо зарубежную, но бывшую в использовании.

Многим лизинговым компаниям придется пересмотреть, на какое-то время,  свои планы развития бизнеса и сосредоточится на работе с уже существующими клиентами. Попытаться работать в условиях нечеткой финансовой дисциплины. Вникать в более мелкие детали уже финансируемых отраслей бизнеса, так как желание диверсифицировать бизнес, может сильно повысить риски.

Конечно, нельзя забывать и о классических формулах ведения бизнеса в подобных условиях. Снижение издержек, как существующих, так и предстоящих – это реальность, в  которой придется работать на данном экономическом этапе. Структурировать все бизнес-процессы в соответствии с особенностями характерными для рынка лизинга в существующих условиях.

Могут возникнуть и новые точки роста. Например, работа в инфраструктурных и  крупных социально-значимых  проектах.

Конечно, говорить о восстановлении и значимой положительной динамики рынка лизинга, можно только после возобновления роста всей экономики России.

автор: fin-kons.ru

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

Комментарии